Развивающая предметно – пространственная среда средней группы
 
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно – развивающей средой понимают определённое пространство , организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, в общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
 
I. Познавательное развитие.
1.Центр сенсорного и математического развития
Игры и пособия данного центра способствуют формированию элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, цвете, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Все понятия дети усваивают, используя различные виды геометрической мозаики, счетные палочки, блоки Дьенеша, г палочки Кюизенера, логические игры, лото, пазлы и т. д. Особенно нравится ребятам выкладывать изображения птиц, животных, людей используя головоломки «Квадрат Пифагора», «Колумбово яйцо».
   

2. Центр экспериментирования.

Центр содержит материал, позволяющий закреплять умения использовать обобщённые способы обследования объектов, способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств, закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Дети могут проводить эксперименты с водой, песком, красками и другими природными материалами делая на их основе выводы и приобретая личный опыт. Очень нравится ребятам запускать мыльные пузыри, используя различные приспособления, рассматривать через лупу объекты живой и неживой природы.

  


3. Центр наблюдения за природой

Помогает знакомиться с природой и природными явлениями, развивает умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями, формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля, формировать элементарные экологические представления. Дети самостоятельно могут отмечать ежедневно состояние погоды (солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо), что помогает ребятам с помощью взрослого учиться устанавливать взаимосвязь погоды и жизнедеятельности живой природы; выращивают на «огороде» овощи и зелень, получая необходимые умения и навыки. Самым любимым занятием ребят является посев семян и уход за ними.

  



 

II. Социально-коммуникативное развитие.

1. Центр игры.
Атрибуты, игры, игрушки, пособия находящиеся в центре помогают создать условия для игровой деятельности детей, для формирования игровых умений, развития культурных форм игры, развития интереса к различным видам игр, позволяют осуществлять всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре. Через организацию сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Почта», «Дочки-матери», «Пароход», «Автобус» и другие дети получают возможность научиться общаться друг с другом, получают и закрепляют знания о профессиях (профессиях своих родителей). Наибольшим интересом у девочек пользуется уголок ряжения, где они могут примерить не только разные юбки и сарафаны, но и дополнить их украшениями и головными уборами.
       

2. Центр театрализованной деятельности .

Развивает интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях, импровизировать, позволяет учиться выстраивать линию поведения в роли используя атрибуты, детали костюмов (готовые и сделанные своими руками), умение свободно чувствовать себя в роли. Дети разыгрывают небольшие сказки («Теремок», «Три медведя», «Лиса и заяц» и другие), используя не только костюмы, но и различные виды кукольных театров, самым любимым из которых является настольный театр деревянной игрушки.
 

3. Центр уединения.

Позволяет детям уединиться, отдохнуть, получить при необходимости релаксацию. В это время они могут в спокойной обстановке рассматривать книги, альбомы, играть в настольные игры.

 


4. Центр безопасности.

Помогает формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов, закрепить основы безопасности жизнедеятельности человека. Воспроизводя, например, ситуации на перекрёстке они закрепляют и отрабатывают полученные знания и навыки поведения на дороге.


5. Центр патриотического и нравственного воспитания.

Направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Благодаря подборкам книг, альбомов, фотографий дети знакомятся с героическим прошлым и настоящим нашей Родины. Особый интерес у ребят вызывают рассказы о их сверстниках на тему дружбы.


6. Уголок дежурства.

Помогает воспитывать желание помогать взрослым, выполнять посильные трудовые поручения. Дети набирают нужный им опыт, получают трудовые навыки во время дежурства по столовой (убирают со столов посуду), в центре наблюдения за природой (поливают, рыхлят и протирают от пыли цветы), на занятиях (раздают и раскладывают на столы необходимый материал)



 

III. Речевое развитие.
1. Центр книги.
Пособия, игры и книги, находящиеся в центре способствуют развитию у детей интереса к художественной литературе, чтению произведений, рассматриванию иллюстраций разных авторов. Дети рассматривают книги, узнают знакомые произведения, воспроизводят их содержание. Самыми любимыми являются книги о животных, сказки и рассказы о детях.


IV. Художественно-эстетическое развитие.

1. Творческая мастерская.
Предметная наполняемость центра позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, совершенствовать умения в рисовании, аппликации, лепке, прикладном творчестве. Дети рисуют, используя различные материалы (краски, мелки, фломастеры, гуашь), лепят из пластилина и солёного теста, что позволяет развивать и закреплять художественные навыки. Благодаря большому выбору трафаретов для обведения ребята быстро овладевают различными видами штриховки.

  


2. Центр музыки.

Пособия, игрушки, игры центра помогают приобщить детей к музыкальному искусству, формировать основам музыкальной культуры, познакомить с элементарными музыкальными понятиями, развивать детское музыкально – художественное творчество. Во время прослушивания знакомых произведений дети могут подыгрывать на шумовых инструментах, а так же импровизировать, создавая свои мелодии

 


3. Центр конструирования.

В центре подобраны материалы, приобщающие детей к конструированию, развивающие интерес к конструктивной деятельности, позволяющие познакомиться с различными видами конструкторов и строительных материалов. Используя различные виды конструкторов и строительного материала, дети конструируют здания, транспорт, сказочных и фантастических персонажей, а из кинетического песка создают необыкновенные пейзажи.
 

V. Физическое развитие.

1. Центр двигательной активности.
Инвентарь, содержащийся в центре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирует потребность в ежедневной двигательной деятельности, развивают интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях. Используя спортивный комплекс, дети научились лазать по канату, подтягиваться ни кольцах и перекладинах шведской лестницы, что способствует укреплению мышечной системы, развитию силы, ловкости и координации движений. Ребята очень любят подвижные игры с правилами, особенно с использованием дополнительных атрибутов (шапочки, ленточки, вожжи, скакалки, мячи и др.)