Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы.
 
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно – развивающей средой понимают определённое пространство , организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, в общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Пространство группы организовано в виде различных центров активности по следующим направлениям:
 
1. Социально – коммуникативное развитие:
 
• Центр сюжетно – ролевой игры.
Данный центр создает условия для возникновения и развития сюжетно - ролевой игры, обогащения жизненного опыта детей, лучшему запоминанию профессий. С помощью его дети учатся брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивают способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Воспитывают в умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. В центре сюжетно – ролевой игры дети найдут все необходимые игрушки для «Больницы», «Парикмахерской», «Почты», «Автомастерской» и других интересных игр.
    
 
 
• Патриотический уголок.
Этот центр создает условия для формирования представлений о своем селе, знакомит с историей села. Здесь же дети могут узнать об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины, посмотреть, как выглядит наша столица. Продолжают знакомиться с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т.д. Формируются представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В нем представлены: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; литература по патриотическому воспитанию.
 
 
• Уголок безопасности.
Этот центр создает условия для наглядного изучения правил дорожного движения, систематизирует знание детей об устройстве улицы и дорожном движении, знакомит с дорожными знаками. Так же в нем дети изучают правила безопасного поведения в быту.
В нем находятся разнообразные плакаты, наглядный материал по правилам дорожного движения, макет улицы, настольные игры «Лото» («Дорожные знаки»), «Домино» («Транспорт»).
  
 
 
2. Познавательное развитие:
• Центр занимательной математики.
Данный центр создан для развития у детей мышления, логики, внимания, мелкой моторики в самостоятельной деятельности. Задания в уголке даны на разный уровень развития математических способностей, что позволяет детям самостоятельно выбирать задания, повышая свой уровень.
В нем в свободном доступе находятся: «палочки Кюизенера», «блоки Дьенеша» и методический материал и схемы к ним, логические кубики, различные головоломки («Волшебный круг», «Квадрат Пифагора»), «танграм», различные настольные игры («Размышляйка», «Ассоциации», «Считалочки Маугли» и др.), «Кубики хамелеоны» и другие интересные игры.
 
 
• Центр природы.
Данный центр в нашей группе является местом наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В процессе наблюдений за объектами уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируется представление о растениях их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за растениями в соответствии с их потребностями. Так же они имеют возможность отражать свои наблюдения за природными явлениями на улице в «Календаре природы», что способствует лучшему запоминанию времен года, месяцев. В нем представлены разнообразные коллекции для ознакомления детей с миром неживой природы: «Мир камней», «Листья», «Насекомые» и др. Коллекции постоянно обновляются самими детьми во время экскурсий.
  
 
 
• Уголок воды и песка.
Данный уголок создает условия для релаксации детей, позволяет им снять эмоциональное напряжение, самостоятельно провести опыты и эксперименты с водой, познавать в процессе игры физические свойства воды и песка. И просто получить радость от игры с водой или песком.
В уголке находится стол оснащенный емкостью для воды и песка, а так же разнообразными сосудами, игрушками, пасочками, мерными емкостями.
 
 
 
• Центр конструирования
Этот центр создает условия развития конструкторских навыков и умений у детей. Продолжает учить детей создавать постройки по схеме, образцу; добавлять собственные элементы в постройки. Развивает крупную и мелкую моторику рук, фантазию и творчество. Воспитывает желание помочь другому ребенку, если у него не получается.
В нем представлены разнообразные виды конструктора: сотовый конструктор крупный, сотовый конструктор мелкий, строительный деревянный конструктор, строительный пластмассовый конструктор, конструктор «Техно», деревянный конструктор «Город», конструктор на липучках, мозаика мелкая, конструктор «Лего», мягкий конструктор «Бомик».
  
 
 
• Центр развивающих, настольных и дидактических игр
В этом центре дети с помощью настольно – печатных и дидактический игр закрепляют знания по тематическим неделям, учатся соблюдать очередь и правила, радоваться победе других и с достоинством принимать свой проигрыш, что очень важно при дальнейшем обучении в школе.
В нем представлены разнообразные «Игры – ходилки» («Спешим к маме», «Умные строители», «Уроки этикета» и др.), шашки, лото («Профессии», «Животные нашего края», «Сад и огород» и др.), детское домино, игры из серии «Играя, учись» («Геометрические формы», «Цвета») и много других занимательных игр.
 
 
3. Речевое развитие:
• Центр книги
Этот центр играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В нем ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать книгу и спокойно её рассмотреть. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки, энциклопедии и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
 
4. Физическое развитие:
• Центр двигательной активности
Данный центр создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей, формирует потребность в ежедневной двигательной активности, развивает все необходимые физические качества. Так же он создает благоприятные условия для активного отдыха и снятия мышечного напряжения у детей.
Он оснащен: спортивным комплексом (лестница, веревочная лестница, канат, качели, кольца), кольцебросом, балансиром и другим интересным оборудованием.
 
5. Художественно – эстетическое:
 
• Центр творчества
Целью центра является развитие творческого потенциала у детей. Здесь дети могут воплотить свои творческие замыслы, не придерживаясь темы, закрепить то, чему они учились рисовать на занятии или просто выплеснуть свои положительные или негативные эмоции на бумагу. В этом им помогает разнообразный материал, который лежит в доступном для детей месте: краски (гуашевые, акварельные), мелки, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей и т.д
  
 
 
• Центр музыки
Данный центр создан для того, что бы дети имели возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности. Он помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Так же в нем дети в игровой форме запоминает название и звучание различных музыкальных инструментов, могут проявить творчество и фантазию в танце.
Он оснащен: музыкальным центром, дисками, кассетами, музыкальными инструментами, настольными играми. 
 
• Центр театра
Театральный центр – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Он способствует развитию воображения и раскрепощает стеснительных детей.
В нашем центре есть конусный театр, перчаточный театр, настольный деревянный театр маски и костюма для театрализации.